суббота, 12 января 2013 г.

ЭГОИЗМ И ДУХОВНОСТЬ.


Вопрос: " С чего начинается истинная духовность?"
Ответ: " С отсутствия эгоизма !"

Приведу древнюю притчу монахов дзен:
"ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ,ТО ЛЮБИ ОТКРЫТО".
Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у некоего дзеновского учителя.Эсюн была очень миловидной,несмотря на то,что голова ее была острижена,а одежда очень скромна.Несколько монахов тайно влюбились в нее.Один из них написал ей любовное послание,настойчиво требуя встречи наедине.
Эсюн не ответила.На следующий день учитель проводил занятия с группой.Когда они были окончены,Эсюн встала.Обращаясь к тому,кто написал ей ,она сказала:"Если ты действительно любишь меня,подойди и обними меня".

В чем проблема? Да в том,что наши духовные устремления,снизившись до обычного уровня проживания и среднестатистического осознания,могут преломляться и в любовь к ближним и в различные виды служения.

Служение само по себе качество ценное.Невозможно достичь серьезного жизненного успеха,если ты занят лишь собственными желаниями и амбициями.Все по настоящему успешные люди так или иначе служат обществу,читая мессу или производя полезную для всех продукцию.Каждый серьезный лидер создает свою команду специалистов и по своему служит ей:создает доверительную атмосферу,направляет деятельность команды и отдельных ее участников,тратит время и силы на обучение и помощь своим людям и так далее.

Но наличие эгоизма (чувства собственной важности и жалости к себе) способно завести в тупик даже высшие благороднейшие порывы,в том числе и врожденное стремление быть полезным,служить кому-то или чему-то.Рассмотрим основные опасности ради того,чтобы их избежать.

Даже стремление людей реализовать свою духовность через служение чему-то высшему,некоему Целому,может привести в духовный и личностный тупик.
Эгоистичные отклонения могут возникнуть на этом пути в двух вариантах: активном и пассивном.

При активном варианте объектом служения может быть любое сообщество (не только человеческое),любая личность или идея.Это может быть служение Родине,науке,искусству,народу,Церкви,Богу,Аллаху и так далее.
В разумном восприятии высокое качество Духовного служения преломляется и превращается в поиск конкретных форм духовной жизни.

У любой религии свой обширный свод законов и запретов.Так же имеется множество обычаев и обрядов.В сознании среднего обывателя эти обычаи и обряды превращаются в набор правил и догм,не подлежащих изменению.Происходит фиксация жестких форм служения.Резко ограничивается самостоятельный духовный поиск человека.Личность оказывается вовлеченной в мощную,развитую общественную систему,которая предписывает ему узаконенные обычаями формы духовного служения.Высшая Духовная Реальность,отразившись и закрепившись в плотном мире и массовом сознании,превращается в набор условных образов,которые практически не связаны с теми Высокими Сущностями,которые стояли за ними первоначально.В результате,превращенным в идолы святым молятся от "сглаза" и просят заступничества во всех земных делах.

Но, это лишь одна сторона медали.Набравшее силу учение или религия неизбежно стремится к экспансии,к расширению своего влияния вовне.В сферу влияния вовлекаются все новые и новые группы людей.Религия проявляет тенденцию к захвату власти,к распространению своего влияния в государственном масштабе.Возникают тайные религиозные и оккультные сообщества,оказывающие влияние на государственную политику.

Далее тенденция к расширению сферы влияния приводит к стремлению заглушить "конкурентов".Ради усиления собственной позиции и обоснования своих духовных притязаний не брезгуют уже ничем:изготавливаются фальшивые чудеса,подтасовываются факты. А в итоге происходит полная профанация учения или религии,полная Бого и Духооставленность его приверженцев.Крайняя стадия отклонения проявляется в кровопролитных войнах с иноверцами,или в "астральной борьбе"некоторых эзотерических группировок.

Отклонения в пассивную сторону выглядят как отсутствие в обществе определенных форм духовной жизни.Поклоняются чему угодно,выступления экстрасенсов,колдунов,астрологов принимают за высокую духовность.На внутреннем уровне религий ,групп,учений наблюдается стремление уйти от внешней жизни,замкнуться в узком кругу.В качестве причин выдвигаются всевозможные доводы:стремление сохранить чистоту учения,элитарность знаний и тому подобное.

В конце концов наступает неизбежная духовная консервация.Эти группы лишаются притока извне свежих жизненных сил.Это приводит к ужесточению внутренних форм обрядности.Ритуал вытесняет движение духа и мысли.Любое творчество гибнет под гнетом консервативной формы.В итоге даже слабые веяния жизни и духа оставляют эти организации.Эгоизм расцветает ярким цветом.Факт принадлежности к узкому кругу "посвященных" у многих людей порождает чувство превосходства над другими.Убежденность в своей высокой духовности постоянно поддерживается развитой системой ритуалов и посвящений.Вот только духовности от этого не прибавляется.

Истинный духовный прогресс возможен лишь тогда,когда личность открыта для всего нового,для постижения всего многообразия духовных истин.Только сочетание собственного духовного устремления и творческого поиска ведет по пути постижения Духовной Реальности.