вторник, 8 ноября 2011 г.

ЛИДЕРСТВО. ПРОБЛЕМЫ НАСТАВНИКОВ.

О лидерстве ,наставничестве , коучинге сейчас говорят и пишут много. Но мало кто уделяет внимание проблемам , которые возникают у самих лидеров в процессе наставничества-при передаче своих знаний и опыта сотрудникам , ученикам , последователям. А специфичные проблемы при передаче опыта возникают периодически у каждого наставника и с этим обстоятельством нельзя не считаться. Нельзя его игнорировать.Если лидер не совершенствуется как наставник , он не сумеет подготовить команду своих приемников , которым сможет делегировать большую часть своих функций и обязанностей. Не сможешь подготовить приемников - твое дело расти и развиваться не будет и со временем просто лопнет , так как останется без вливания свежей энергии , без группового коллективного разума .Ведь именно команда - группа людей , объединенных общими интересами и целью , двигает вперед любое дело , любой бизнес , любую идею.

Главный критерий успеха наставника - это реальные успехи и достижения тех , кого он обучал , наставлял.Опытные наставники именно этот критерий и ставят во главу угла при оценке своей лидерской и наставнической деятельности. А достичь того ,чтобы максимальное количество твоих учеников были успешными , используя перенятый у тебя опыт , далеко не просто. Хороший наставник постоянно занят вопросом личного роста в плане умения эффективно передавать свои знания и опыт ученикам и последователям.

При передаче опыта у самого наставника могут возникать проблемы личного психологического порядка.Первично эти проблемы появляются либо :
--из-за чрезмерного влияния собственного рассудка учителя , что выражается в том , что наставник привносит в передаваемые знания построения собственного ума без учета индивидуальных особенностей обучаемых ;
--либо наставник передает знания , недостаточно понятые и отработанные на практике им самим.

В первом случае у наставника часто возникает недоверие к интуиции учеников.Он хочет формализовать взаимодействия с обучаемыми.В процесс обучения вносятся догмы и жесткие правила. Такие жесткие требования к процессу обучения просто подавляют инициативу учеников , а самого наставника возводят в ранг "гуру" и "истины в последней инстанции". Ученики лишаются возможности импровизировать с полученными знаниями , их творческий подход к делу оказывается подавленным учителем. Успех ученика всегда там же , где и его творческие способности. Лучшая тактика для наставника - это постоянно давать обучаемым творческие и требующие ответственного отношения задания. Развивая творческий , осмысленный подход к полученному материалу у ученика , наставник закладывает фундамент будущих успехов своего подопечного.Творчески осмысленные и проработанные практически в процессе обучения знания закладывают основу для будущей самостоятельной успешной деятельности ученика.

Наставник может сталкиваться и с такой проблемой ,как отсутствие системы обучения. Наставнику иногда приходится вырабатывать систему обучения буквально на ходу , в процессе занятий. Лидеру важно помнить незыблемое правило успешного человека - НЕ НУЖНО ИЗОБРЕТАТЬ КОЛЕСО ЗАНОВО". Уже отработанных и эффективных обучающих систем и приемов существует великое множество. Все зависит лишь от способности наставника собрать наибольшее количество информации об этих обучающих системах , творчески переработать информацию , выбрать лучшие из примеров и приспособить их для собственных целей и нужд. Всегда можно построить авторскую систему обучения , воспользовавшись уже имеющимся опытом признанных наставников в смежных или близких по духу сферах деятельности.

Наставники иногда встречаются с такой психологической проблемой , как желание передать больше информации , чем можно.Они пытаются втиснуть в учеников больше знаний , чем те могут вместить. Тут особенно важно постоянно поддерживать обратную связь с учениками , чтобы удостовериться , что материал людям понятен и интересен им.
Лидеру надо уметь вовремя остановиться при передаче опыта. Безответственная передача знаний всем ,кому попало , без учета индивидуальности обучаемых , может не только не пойти на пользу , но и причинить вред.Нужно помнить , что разбазаривание знаний направо и налево тоже недопустимо.Любому наставнику надо вырабатывать в себе способность интуитивно чувствовать то , какой объем знаний для какой аудитории подходит - то есть знания принесут пользу и не причинят вреда.В этом всегда помогает предварительный анализ мыслей , чувств , интересов и потребностей той аудитории , которую вы намерены обучать чему-либо впоследствии.Важно всегда быть максимально ориентированным именно на уровень развития и потребности конкретной группы людей , с которой вам предстоит работать.

Наставники иногда "грешат" желанием утаить часть знаний от тех , кто в них нуждается.Это тоже вопрос , требующий от наставника психологического стремления к расширению сферы своего познания и передаче опыта.Неподвижное накопление знаний без их творческой ( и ,главное,практической) переработки ведет только к тому , что знания без практики устаревают и теряют свою реальную ценность и эффективность.Преднамеренное сокрытие знаний может привести прежде всего к остановке личного роста самого наставника. Знания без их применения на практике - это всего лишь информационный мусор , попусту забивающий головы.Информация как таковая для того и предназначена , чтобы ее применяли на практике для реального изменения и улучшения жизни. Любой более или менее успешный человек обладает качеством выбирать из тонн имеющейся информации нужную конкретно ему и применять эти знания в действии.

Хороший наставник - это всегда хороший психолог.Нужно уметь (и постоянно учиться) чувствовать и понимать человека (ученика) или группу людей. Изучение техник психологического взаимодействия и подстройки к людям - постоянная задача для любого лидера.Без овладения на уровне практики этими умениями ни эффективная наставническая деятельность , ни лидерский рост невозможны!
Успехов вам в личном росте и развитии , друзья !